Перспективы развития баз дорожных данных в России Скворцов Алексей Владимирович, директор ООО «ИндорСофт», д.т.н., профессор, Бойков Владимир Николаевич,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Базы дорожных данных в России Скворцов Алексей Владимирович, ООО «ИндорСофт», директор, доктор технических наук, профессор Бойков Владимир Николаевич,
Advertisements

Перспективные технологии информационного комплекса IndorInfo/Road Сарычев Дмитрий Сергеевич, к.т.н., ООО «ИндорСофт» Семинар РАДОР «Базы.
1 Информационная поддержка осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСЗАКУПКИ Александр Лучин, Директор специальных.
Опыт участия АРБИКОН в проектах по интеграции разнородных информационных ресурсов Племнек Александр Иванович, Ассоциация региональных библиотечных консорциумов.
Администрация Тверской области Тверская область Территориальная информационная система «Электронная карта Тверской области» Тверь.
Баласанян В.Э., председатель ПК6, ген.директор компании ЭОС, к.т.н. Москва, 2009 О работе технического подкомитета по стандартизации «Жизненный цикл электронного.
Опыт создания интегрированной системы управления регионом РФ на примере Красноярского края Виктор Абрамов – к.т.н., доцент, Директор по продажам филиала.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Presentation in Estonia EuroRoadS Р ешение для дорожных данных Европы Проект в рамках eContent III Call.
АСУС – Республика Коми Автоматизированная система «Учет и управление объектами государственной собственности Республики Коми и муниципальной собственности»
Семинар Автоматизированная система ( АС ) Планирование работ подразделений в проектах НИОКР Семинар Автоматизированная система ( АС ) Планирование работ.
Создание Регионального фрагмента ЕГИСЗ Санкт-Петербурга. Опыт обеспечения информационного взаимодействия систем. Сентябрь 2013 © Комитет по информатизации.
Государственная информационная система «Транспортная модель Санкт-Петербурга» как инструмент транспортного планирования.
Pöyry PowerPoint presentation template1 Аудит дорожной безопасности Road Safety Audit Попов Сергей, Казань, 15 мая 2008г.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Начальник Управления информатизации Министерства транспорта Московской области, кандидат технических наук Мнев Василий Иванович 1
RECS 2013, Москва Дискуссия: «Как нам перейти на обмен электронными документами? Поможет ли в этом национальная СЭД?» Эксперты: Алексей Ананьин,
Проблемы реализации ФЦП «Электронная Россия» в Красноярском крае и пути их разрешения Сапожков Игорь Иванович, начальник отдела развития информационных.
(3822) Мы предлагаем: Готовые программные продукты Разработку и внедрение информационных систем Автоматизацию бизнес- процессов.
Транксрипт:

Перспективы развития баз дорожных данных в России Скворцов Алексей Владимирович, директор ООО «ИндорСофт», д.т.н., профессор, Бойков Владимир Николаевич, президент группы компаний «Индор», д.т.н., профессор Семинар РАДОР «Базы дорожных данных – опыт разработки и применения органами управления дорожным хозяйством», 7-8 ноября 2007

2 Пользователи дорожных данных 1.Росавтодор. 2.Управления федеральных дорог. 3.Управления территориальных дорог. – Уровень РАДОР. 4.Муниципалитеты (города и районы). 5.Промышленные предприятия. 6.Проектные дорожные организации. 7.Подрядные дорожные организации. 8.ГИБДД и службы управления дорожным движением. 9.Пользователи навигационных систем. 10.Прочие пользователи дорог и связанных сервисов. Официальный старт автоматизации отрасли начался в 1997 г. с принятой Росавтодором «Концепции построения комплексной системы информационно-телекоммуникационного обеспечения дорожной отрасли»

3 Виды программного обеспечения в эксплуатирующих организациях 1.Паспорта автомобильных дорог, в т.ч. видеопаспорта (АБДД «Дорога», Титул-2005, RoadSoft, IndorGIS/Road, Road Office, СВПД). 2.Паспорта искусственных сооружений (МОНСТР, АИС ИССО, МОСТ32, Титул-2005, RoadSoft, IndorGIS/Road, Road Office). 3.Учёт ДТП, негабаритов, тяжеловесов. 4.Проекты дорог, дислокация (AutoCAD, IndorCAD/Road, Credo). 5.Геоинформационные системы (ArcGIS, MapInfo, Карта-2005, IndorGIS). 6.Планирование инвестиций по развитию сети дорог (ГЕОГРАКОМ 5W). 7.Планирование затрат по содержанию (АКСАД, 1С:Предприятие, Парус). 8.Учёт автотранспорта, диспетчерско-навигационные системы. 9.Документооборот, в т.ч. инженерный. 10.Обеспечение гос. закупок и приёмки работ (АИСГЗ). 11.Метеообеспечение (АИИС «МетеоТрасса»).

4 Основные разработчики программного обеспечения 1.ФГУП «РосдорНИИ» (г. Москва) – АБДД «Дорога». 2.СНПЦ «Росдортех» (г. Саратов) – «Титул-2005». 3.НПО «Регион» (г. Москва) – «СВПД». 4.ООО «Компалекс» (г. Тверь) – РИС «Автодороги», RoadSoft. 5.«ИндорСофт», «Индор-Диагностика» (г. Томск) – IndorGIS/Road, RoadOffice. 6.ЗАО «НИПИ ТРиТИ» (г. Санкт-Петербург) – АК С АД. 7.МАДИ (ГТУ) (г. Москва) – отдельные ГИС-проекты, МОНСТР. 8.КРОК (г. Москва) – КИСУ дорожной отрасли. 9.СГУПС/СибНИТ (г. Новосибирск) – АИС ИССО. 10.ЗАО «Терра» (г. Воронеж) – КАС «Воронежупрдор». 11.ТУАДы Московской обл., Тверской обл., Воронежской обл. Нижегородской обл., Приморского края, Новосибирской обл. и пр. Государственный институт, почти монополист на федеральных автомобильных дорогах. Поглощает основную долю НИОКР-овских денег по информатизации, проходящих через Росавтодор. РосдорНИИ создал АБДД «Дорога», которая эксплуатируется на всех федеральных дорогах страны, но мало используется на прочих дорогах. В настоящее время продолжается медленное эволюционное развитие продукта. РосдорНИИ, совместно с СоюздорНИИ, ГипродорНИИ и МАДИ (ГТУ) определяют практически всю нормативно- техническую основу всей отрасли. Производитель баз данных автомобильных дорог. Ранее производил РИС «Автодороги», которая была установлена в Твери и Нижнем Новгороде. В настоящее время сотрудничает с РосдорНИИ, в результате чего создаётся система RoadSoft. Система сделана на новом технологическом уровне (с точки зрения программирования), но на старых дорожных методиках. На уровне ТУАД о поставках RoadSoft пока неизвестно, только в ФУАД. Крупнейший производитель дорожного оборудования в стране. При поставке своих диагностических лабораторий одновременно поставляет сопутствующие программы из серии Титул-2005 (БД по дорогам и мостам, программа видеопаспортизации). Производитель диагностических лабораторий, предлагающий уникальную технологию паспортизации на основе видеосъемки и лазерных сканеров. Уникальная для России технология камеральной обработки видеоизображений СВПД позволяет существенно снизить время выполнения работ. Специализированная фирма по разработке программного обеспечения для проектирования и эксплуатации автомобильных дорог. Разрабатывает программу для проектирования дорог IndorCAD/Road, чертёжную система IndorDraw, программно- аппаратный комплекс видеопаспортизации IndorVideo, геоинформационную систему автомобильных дорог и искусственных сооружений IndorGIS/Road. Программы широко распространены по стране (установлены в сотнях организаций). Крупная проектная организация, специализирующаяся на разработке планов территориального планировании регионов, генпланов городов и обоснованием инвестиций в дорожной отрасли. В 1990-е годы фирма создала программу АКСАД для планирования и распределения финансов на содержание дорог и ИСО, до сих пор не имеющая аналогов в Росии. Всесоюзная кузница кадров и технологий. По теме сегодняшнего семинара можно отметить разработку базы данных МОНСТР по ИСО и опыт МАДИ по созданию ГИС-проекта автодорог Московской области, а также идущий сейчас Росавтодор-овский НИОКР по ГИС «Разработка геоинформационной модели управления развитием автомобильных дорог с учетом развития инфраструктуры других видов транспорта». Сейчас это единственный официально поддержанный проект в области ГИС на федеральном уровне. Крупнейшая в России IT-фирма, разрабатывающая программное обеспечение для крупных корпоративных заказчиков, в частности, с 2003 г. создаёт по контракту с ГУ «Росдоринформсвязь» Корпоративную информационную систему управления (КИСУ) дорожной отрасли. За 4 года в рамках КИСУ освоены огромные суммы на создание системы бухгалтерского учёта и других экономических программ (системы «Электронный документооборот и делопроизводство», «Контроль исполнения договоров», «Конкурсные торги», «Аудиозапись и протоколирование торгов» и пр.). В перспективе предполагается создание ГИС дорожной отрасли. Малый производитель комплексной системы управления дорог. Одними из первых создали комплексную систему в дорожной отрасли. Внедрено в Воронеже, Архангельске, Астрахани. Порследнее время о них ничего не слышно. Крупный университет и производитель одной из самых функционально полных программы АИС ИССО для эксплуатации искусственных сооружений. ТУАДы, в которых за последние 10 лет инициативно были реализованы множество проектов в области баз данных и ГИС автомобильных дорог. Опыт многих из них лёг в основу некоторых ныне существующих программных продуктов.

5 Основные факторы, сдерживающие развитие автоматизации отрасли 1.Старая нормативно-техническая база в отрасли. a.Нет ни одного стандарта (ВСН, ОДН, ТУ) на компьютерные данные: никаких классификаторов, форматов обмена данных, требований к данным. b.Многие стандарты проектирования и эксплуатации не формализованы, что ограничивает ряды разработчиков программ. c.Применение современных западных методик (например, HDM-4) зачастую невозможно, т.к. нет прямого соответствия между российскими параметрами и западными. d.Секретность. Все проекты дорог делаются только в местных системах координат. Применение глобальных координат и GPS/ГЛОНАСС, по сути, незаконно. 2.Отсутствие базовых пространственных данных (карт). a.Основная российская система координат СК-95 является секретной. Недавно ( ) были утверждены публичные местные системы координат уровня субъектов федерации. b.В России есть публичные карты масштабов 1: , а также платные карты 1: , масштабные ряды от 1: и крупнее секретны. Только недавно ( ) разрешили публично использовать высокодетальную космосъемку, но без привязки к СК Протекционизм. Низкая конкуренция среди разработчиков ПО. 4.Недофинансирования из-за непонимания роли автоматизации. Пиратство. 5.Недостаток кадров.

6 Автоматизация дорожной отрасли в образовании В 2005 г. впервые в дорожной отрасли в МАДИ (ГТУ) были выпущены 2 учебных пособия по ГИС и САПР с участием авторов настоящего доклада: 1.Скворцов А.В., Поспелов П.И., Котов А.А. Геоинформатика в дорожной отрасли. – М.: МАДИ (ГТУ), – 250 с. 2.Бойков В.Н., Федотов Г.А., Пуркин В.И. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог на примере IndorCAD/Road. – М.: МАДИ (ГТУ), – 224 с. В 2006 г. был издан 6-й том дорожной энциклопедии: 3.Скворцов А.В., Поспелов П.И., Бойков В.Н., Крысин С.П. Геоинформационные системы в дорожном хозяйстве: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. VI. – М.: ФГУП «Информавтодор», – 372 с. В этом учебном году впервые в стране планируется выпустить уже учебники по ГИС и САПР.

7 Важнейшие системы стандартов 1.ISO Международные стандарты серии ISO ( ), создаваемые техническим комитетом ISO/TC211 «Географическая информация / Геоматика». В числе 30 основных участников есть и Россия, но у нас утверждены только второстепенные стандарты: ГОСТ Р ИСО «Географическая информация. Соответствие и тести- рование» и «Географическая информация. Принципы оценки качества». 2.OGC. Открытые стандарты представления пространственных данных консорциума OGC (Open Geospatial Consortium). Большинство ведущих современных СУБД и ГИС сейчас работают в стандартах OGC. 3.INSPIRE. Гармонизация пространственных данных разных стран и производителей программных продуктов, создание инфраструктуры ПД, стандартизация моделей данных в различных отраслях. Проекты, выполняемые под эгидой EuroGeographics: EuroBoundaryMap, EuroGlobalMap, EuroRegionalMap, EuroBoundaries, EuroGeoNames, EuroRoadS, EuroMapFinder, Pricing & Licensing. 4.EuroRoadS. Реализация идей INSPIRE для дорожной сети. Стандарты ISO/TC211 ISO 6709:1983 Standard representation of latitude, longitude and altitude for geographic point locations ISO/DIS 6709 Standard representation of geographic point location by coordinates ISO 19101:2002 Geographic information -- Reference model ISO/CD TS Geographic information -- Reference model -- Part 2: Imagery ISO/TS 19103:2005 Geographic information -- Conceptual schema language ISO/CD TS Geographic information -- Conceptual schema language ISO/NP TS Geographic information -- Terminology ISO 19105:2000 Geographic information -- Conformance and testing ISO 19106:2004 Geographic information -- Profiles ISO 19107:2003 Geographic information -- Spatial schema ISO 19108:2002 Geographic information -- Temporal schema ISO 19108:2002/Cor 1:2006 ISO 19109:2005 Geographic information -- Rules for application schema ISO 19110:2005 Geographic information -- Methodology for feature cataloguing ISO 19110:2005/CD Amd 1 ISO 19111:2007 Geographic information -- Spatial referencing by coordinates ISO/CD Geographic information -- Spatial referencing by coordinates -- Part 2: Extension for parametric values ISO 19112:2003 Geographic information -- Spatial referencing by geographic identifiers ISO 19113:2002 Geographic information -- Quality principles ISO/AWI Geographic information -- Quality principles ISO 19114:2003 Geographic information -- Quality evaluation procedures ISO 19114:2003/Cor 1:2005 ISO 19115:2003 Geographic information -- Metadata ISO 19115:2003/Cor 1:2006 ISO/DIS Geographic information -- Metadata -- Part 2: Extensions for imagery and gridded data ISO 19116:2004 Geographic information -- Positioning services ISO 19117:2005 Geographic information -- Portrayal ISO/NP Geographic information -- Portrayal ISO 19118:2005 Geographic information -- Encoding ISO/CD Geographic information -- Encoding ISO 19119:2005 Geographic information -- Services ISO 19119:2005/DAmd 1 Extensions of the service metadata model ISO/TR 19120:2001 Geographic information -- Functional standards ISO/TR 19121:2000 Geographic information -- Imagery and gridded data ISO/TR 19122:2004 Geographic information / Geomatics -- Qualification and certification of personnel ISO 19123:2005 Geographic information -- Schema for coverage geometry and functions ISO :2004 Geographic information -- Simple feature access -- Part 1: Common architecture ISO :2004 Geographic information -- Simple feature access -- Part 2: SQL option ISO/CD Geographic information -- Feature concept dictionaries and registers ISO/TS 19127:2005 Geographic information -- Geodetic codes and parameters ISO 19128:2005 Geographic information -- Web map server interface ISO/WD TS Geographic information -- Imagery, gridded and coverage data framework ISO 19131:2007 Geographic information -- Data product specifications ISO 19132:2007 Geographic information -- Location-based services -- Reference model ISO 19133:2005 Geographic information -- Location-based services -- Tracking and navigation ISO 19134:2007 Geographic information -- Location-based services -- Multimodal routing and navigation ISO 19135:2005 Geographic information -- Procedures for item registration ISO 19136:2007 Geographic information -- Geography Markup Language (GML) ISO 19137:2007 Geographic information -- Core profile of the spatial schema ISO/TS 19138:2006 Geographic information -- Data quality measures ISO/TS 19139:2007 Geographic information -- Metadata -- XML schema implementation ISO/DIS Geographic information -- Schema for moving features ISO/CD Geographic information -- Web Feature Service ISO/CD Geographic information -- Filter encoding ISO/CD Geographic information - Classification Systems -- Part 1: Classification system structure ISO/CD Geographic information - Classification Systems -- Part 2: Land Cover Classification System LCCS ISO/WD Geographic information -- Cross-domain vocabularies ISO/AWI Geographic information -- Location based services -- Linear referencing system ISO/NP Geographic information -- Rights expression language for geographic information -- GeoREL ISO/NP Dynamic position identification scheme for Ubiquitous space (u- position) Стандарты OGC Catalogue Service Coordinate Transformation Filter Encoding Geographic Objects Geography Markup Language GML in JPEG 2000 Grid Coverage Service Location Services (OpenLS) Sensor Model Language Sensor Planning Service Simple Feature Access 1 Simple Feature Access 2 Simple Features CORBA Simple Features OLE/COM Styled Layer Descriptor Symbology Encoding Transducer Markup Language Web Coverage Service Web Feature Service Web Map Context Web Map Service Web Service Common Тематические слои INSPIRE Группа 1 1.Coordinate reference systems 2.Geographical grid systems 3.Geographical names 4.Administrative units 5.Addresses 6.Cadastral parcels 7.Transport networks 8.Hydrography 9.Protected sites Группа 2 1.Elevation 2.Land cover 3.Orthoimagery 4.Geology Группа 3 1.Statistical units 2.Buildings 3.Soil 4.Land use 5.Human health and safety 6.Utility and governmental services 7.Environmental monitoring facilities 8.Production and industrial facilities 9.Agricultural and aquaculture facilities 10.Population distribution demography 11.Area management/restriction/regulation zones and reporting units 12.Natural risk zones 13.Atmospheric conditions 14.Meteorological geographical features 15.Oceanographic geographical features 16.Sea regions 17.Bio-geographical regions 18.Habitats and biotopes 19.Species distribution 20.Energy resources 21.Mineral resources

Идея EuroRoadS: создание к 2012 г. совместимых между собой и с INSPIRE национальных баз данных в EU25+ (теоретически до 40 стран) (создание не единой европейской базы данных, а правил взаимодействия разных баз!). D1.9 Public final project report D2.2 Quality frame for information D2.3 Probabilistic model to describe and evaluate information quality D2.4 Quality management D2.6 Quality evaluation D6.1 Preliminary findings and directions for the specification work D6.3 Final specification of Road Network Information Model D6.5 Final Specification of Core European Road Data D6.8 Metadata Catalogue D6.10 Final Specification of Road Network Exchange Model D6.11 Final Specification of Road Network Exchange Format D6.12 Final Terminology Catalogue D8.4/D9.3 Implementation and exploitation plan 8 Проект EuroRoadS Для этого в г. были выполнены первые 6 фаз проекта, по итогам которых были опубликованы следующие документы: Области применения EuroRoadS Многоуровневое управление эксплуатацией автомобильных дорог Проектирование дорог (стадии ТЭО, ОИ) Проектирование комплексных транспортных схем городов и регионов Управление транспортными потоками Навигационные автомобильные системы Логистика Вклад в построение общей картографической основы Европы

Элементы спецификации дорожных данных EuroRoadS: 1. Road network Model (quality model, reference system) 2. Content Specification (feature types, attribute types, attribute values, quality level) 3. Generalisation Rules 4. Geodetic Reference System 5. Data Exchange Model and Format 6. Metadata Catalogue 7. Edge Matching 8. Terminology Catalogue 9 Модель данных EuroRoadS Узел Связь X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X Геометрия a b x,y,h Основные объекты сети EuroRoadS ER_RoadNode – узлы ER_RoadLink – связь между узлами ER_FerryLink – внедорожные связи ER_Route – маршрут Обязательные атрибуты Geometry Universal ID Form of Ferry Дополнительные атрибуты Addresses Access Border Node Information Flow Direction Manoeuvre Grade Separated Crossings Mountain Pass Number of Lanes Junction Information Object Identification Obstruction Form of Node Form of Way Functional Road Class Restrictions for Vehicle Road Length Road or Street Name Road Number Road Width Road Surface Seasonal Restrictions Services Speed Limit Structure Steep Gradient

Work Packages: WP 1Project Management (стартовал в 2004 г.) WP 2Evaluation and Quality Control WP 3Awareness and Dissemination of Information WP 4Business Case WP 5User Requirements WP 6Road Data Specification Framework (завершён в октябре 2006 г.) WP 7Demonstration (2007 г.) WP 8Implementation Plan ( гг.) WP 9Exploitation Plan (с 2012 г.) 10 Текущее состояние проекта EuroRoadS

11 Наши предложения 1.Рекомендовать принять стандарты ГОСТ Р ИСО 191xx для создания технической основы для построения дорожных БД и в целом ГИС в России. 2.Рекомендовать разработчикам программ применять стандарты OGC и ISO 191xx в своих базах дорожных данных уже сейчас. 3.Обратиться в Минтранс об ускорении работ по РИПД (российский профиль INSPIRE) и выразить поддержку позиций ГИС-ассоциации по РИПД. 4.Обратиться в Росавтодор о начале работ по созданию российского профиля EuroRoadS (с подключением Минрегиона): a.Изучение потребностей, выработка требований по составу данных, качеству, взаимосвязей с РИПД (2008 г.). b.Адаптация и разработка дополнительных технических стандартов ( гг). c.Пилотные проекты + массовая реализация ( гг.). 5.Развитие сайта РАДОРа как информационного портала ТУАД/ФУАД.

Спасибо за внимание! Скворцов Алексей Владимирович, директор ООО «ИндорСофт», д.т.н., профессор, Бойков Владимир Николаевич, президент группы компаний «Индор», д.т.н., профессор