1 Методические и практические аспекты применения закона 44-ФЗ (о контрактной системе) А.В. Уртьев, к.т.н., Руководитель рабочей группы Комитета НОП, Директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Advertisements

СПОСОБЫ ЗАКУПОК Закупка у единственного поставщика (Статья 83) Конкурентные способы Аукцион Запрос котировок (Статья 72) Запрос предложений (Статья 83)
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Способы закупок Конкурентные способы определения поставщиков.
Институт управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Особенности законодательного регулирования закупок в сфере выставочной деятельности.
И зменение процедуры торгов в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения.
Разъяснения основных изменений в законе «О Контрактной системе….»
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» Создана в соответствии с Федеральным законом от г. 145-ФЗ «О Государственной компании.
1 Федеральный закон 94-ФЗ от «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных.
Управление государственных закупок Тюменской области.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.
Контроль в сфере закупок Обзор нарушений законодательства.
«Участие СО НКО в осуществлении государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона от ФЗ «О контрактной системе в сфере.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Электронные процедуры в контрактной системе. Алгоритмы. Порядок внедрения. Преимущества.
Транксрипт:

1 Методические и практические аспекты применения закона 44-ФЗ (о контрактной системе) А.В. Уртьев, к.т.н., Руководитель рабочей группы Комитета НОП, Директор СРО НПП «Союзпетрострой-Проект»

2 Условия развития рынка архитектурно- строительного проектирования Недооценка функциональной составляющей проектной деятельности в общей системе модернизации экономики страны и внедрении инноваций; Изменение базовых принципов технического регулирования при реализации строительных проектов, несовершенство нормативной базы и системный дисбаланс в оценке жизненного цикла объектов; Возрастающая конкуренция со стороны иностранных компаний в условиях глобализации и вступлении в ВТО. Интеграционные процессы в странах ЕВРАЗЭС и Таможенного союза; Реформы системы образования и подготовки кадров, без учёта целевых показателей качества подготовки специалистов в области проектирования; Заниженная стоимость проектных работ; Несовершенство системы экспертизы и оценки качества проектных решений. Объекты капитального строительства подразделяются на: объекты использования атомной энергии, особо опасные и технические сложные (ст Градостроительного кодекса РФ) и остальные.

3 Некоторые сведения по структуре рынка проектных работ РФ Наименование показателя Ед.измерения Значение 1. Общая численность проектных организаций Ед Общая численность проектных СРО (члены НОП) Ед Общая численность специалистов, осуществляющих деятельность в сфере проектирования тысяч специалистов Объём проектных работмлрд. руб Доля проектных компаний с иностранным участием %15 6. Доля компаний (от общего объёма), соориентированных на « традиционного заказчика » (монопольный рынок) %47 7. Доля компаний, для которых проектное направление – единственный вид деятельности %58

4 Некоторые сведения по структуре рынка проектных работ РФ Соотношение компаний по объёму проектных работ, %, Свыше 1 млрд.руб – 9% 300 млн.руб – 19% 100 млн.руб – 25 % 50 млн.руб – 31 % 10 млн.руб - 16% Большинство проектных компаний относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства

5 Развитие законодательства в области закупок ФЗ от г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», размещении заказов на поставки товаров» ФЗ от г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ФЗ от г. «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступает в силу поэтапно с 2014 по 2017 г.г., 4-я редакция)

6 Общий объем закупок в РФ (по данным сайта Наименование показателя Весь 2013 год С начала 2014 года 1. Государственные и муниципальные закупки, млрд.руб Закупки госкорпорациями и компаниями с государственным участием, млрд.руб Количество заказчиков, осуществляющих закупки по законам 94-ФЗ / 44-ФЗ, тысяч Количество заказчиков, осуществляющих закупки по закону 223-ФЗ, тысяч 4571

7 Способы определения подрядчиков (статья 24 закона 44-ФЗ) Конкурентные способы определения подрядчиков: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

8 Распределение по способам закупок в 2013 году (по данным сайта С начала 2014 года доля открытых конкурсов увеличилась до 25%, а закупок у единственного поставщика снизилась до 15%.

9 Различия конкурса и аукциона При проведении конкурса победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта При проведении аукциона победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта

10 Перечень закупок для проведения электронных аукционов (Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 2019-р ) Работы строительные (кроме кода 45.12)45.12 (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.)

11 Электронные торговые площадки (по данным сайта Наименование Доля на рынке 1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» 43,5% 2. ОАО «ЕЭТП» 27,2% 3. РТС-тендер 18,3% 4. АГЗ РТ5,8% 5. ЭТП ММВБ5,3%

12 Субъекты малого предпринимательства (статья 30 закона 44-ФЗ) Заказчики, за исключением случаев осуществления закупок для обеспечения обороны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

13 Конкурс с ограниченным участием (статья 56 закона 44-ФЗ) 2. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия Заказчик вправе осуществлять указанные закупки путем проведения электронного аукциона и т.п. При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования.

14 Перечень работ для конкурса с ограниченным участием (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 ) 1. Выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии. 6. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.)

15 Критерии оценки заявок Для оценки заявок, окончательных предложений заказчик устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (статья 32 закона 44-ФЗ).

16 Дополнительные требования для конкурса с ограниченным участием (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 ) 1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. 2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

17 Жизненный цикл здания

18 Контракты жизненного цикла В случаях, установленных Правительством РФ, заключается контракт, предусматривающий в т.ч. при необходимости проектирование, последующие ремонт и эксплуатацию и (или) утилизацию созданного в результате выполнения работы объекта. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N Использование критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.

19 Контракты жизненного цикла (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1087) Контракт жизненного цикла заключается в следующих случаях: а) выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений; б) выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов; в) выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов; г) выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов; д) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта; е) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; ж) выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства

20 Особенности двухэтапных конкурсов (статья 24 закона 44-ФЗ) На первом этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки.

21 Условия проведения двухэтапных конкурсов Одновременное соблюдение следующих условий: 1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности); 2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

22 Популярные способы искажения информации (по данным Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Замена кириллических букв в названии закупки на аналогичные по написанию латинские; Опечатки и ошибки в ключевых словах, определяющих предмет закупки; Использование в наименовании закупки только общих слов, например, «Лот N15» или «закупка товаров»; Разделение букв в составе слова пробелами или другими знаками; Использование тире в корне слова, как при переносе текста; Замена букв на похожие по написанию цифры. Например, буквы «о» и «б» заменяются на цифры ноль и шесть.

23 Обжалование действий (бездействия) заказчика (статьи закона 44-ФЗ) Кто может обжаловать: любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения; после рассмотрения заявок на участие обжалование действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке; Где обжаловать: в контрольный орган в сфере закупок (чаще ФАС), а также в судебном порядке; Когда обжаловать: в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок; Важно: Жалоба с комплектом документов может быть подана только в письменной форме, подписанной собственноручной подписью, или в электронной форме, подписанной электронной цифровой подписью.

24 Горячая линия НОП на сайте

25 Направления совершенствования контрактной системы Формирование доступных механизмов обеспечения заявки и контракта; Снижение величины «демпинга»; Разработка порядка формирования первоначальной максимальной цены контракта на проектные работы; Отработка системы квалификационных показателей проектной организации; Отработка типового документации, в т.ч. контракта на проектные работы

26 Реализация инфраструктурных проектов Круглый стол НОП: «ФКС как механизм развития регионов России», г. Южно-Сахалинск, 2013 г.

27 Крупные инфраструктурные проекты РФ По оценкам Минэкономразвития России, в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов общей стоимостью 9,6 трлн. руб., а потребность в заёмном финансировании составит 2,2 трлн.руб. Россия заняла 94-е место среди стран по показателю качества инфраструктуры (с индексом 3,6 по семибалльной шкале, у остальных стран БРИКС – 3,8 балла Саммит АТЭС во Владивостоке г. Олимпийские игры в Сочи г. Чемпионат мира по хоккею г. Чемпионат мира по футболу г.

28 Спасибо за внимание

29 Обязанности по сохранности заявок Заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе и обеспечивают рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, в том числе поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов, осуществлять открытие доступа.

30 Нарушения по крупным закупкам (по данным Национальной ассоциации институтов закупок (НОИЗ): Всего за 2013 год было размещено 233 лота на общую сумму 574 млрд. руб. Из них почти в 70% случаев контракты заключались с единственным поставщиком Почти 40% крупнейших сделок по госзакупкам на суммы более 1 млрд. руб. проходят с нарушением свободного доступа к госзаказам, поскольку сделки с государством заключают одни и те же поставщики

31 Правила оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 ) Для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ (если предусмотрена дальнейшая эксплуатация); стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

32 б) Нестоимостные критерии оценки (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 ) Показателями нестоимостного критерия оценки могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема ( выполнение строительных работ) ; в) обеспеченность участника закупки материально- техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

33 Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 ) 1. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ. 2. Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ. 3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости). 4. Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества. 5. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки. 6. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.